Новости

авг.

Новости гарант...

Далее... 

_______________________

Новости Конс.+...Далее... 

_______________________

18

авг.

Письмо минфина...

 

 Далее... 

_______________________ 

Общее понятие о налогообложении некоммерческих организаций

 Вопросы налогообложения НКО имеют сложный характер, ввиду наличия для них исключений из общих правил налогообложения, особых процедур бухгалтерского и налогового учета, сложностей в реализации налоговой политики. Следствием этого становится специфические правила налоговой политики и налогового администрирования для НКО, более сложные, чем для остальных налогоплательщиков.

 Существуют два основных критерия системы налогообложения НКО:

  1. возможность (невозможность) или ограничение извлечения прибыли в качестве основной цели их деятельности;
  2. наличие права распределять полученную прибыль между собственниками НКО.

 Как уже упоминалось, НКО могут создаваться в различных организационно-правовых формах, многие из которых серьезно отличаются друг от друга способами формирования имущества, наличием и порядком выплат различных взносов, дифференциацией прав и обязанностей членов и участников, возможностями и способами осуществления предпринимательской деятельности и другими параметрами. Такая разнородность всех этих организаций создает трудности в разработке и реализации единой государственной политики в области их налогообложения.

 Чтобы лучше понимать порядок налогообложения НКО, необходимо рассмотреть некоторые теоретические аспекты их деятельности, прежде всего вопрос о разрешенных видах деятельности, не противоречащих их особому статусу.

 Согласно ГК РФ НКО имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, не противоречащую уставу и служащую достижению основных целей организаций, при этом в организации должен быть налажен раздельный учет доходов и расходов от коммерческой и некоммерческой деятельности. Однако каких бы то ни было показателей, критериев разрешенной предпринимательской деятельности или методов их определения законодательством не предлагается, что создает многочисленные затруднения, как для организаций, так и для налоговых органов. Тем не менее, законодательство РФ для некоторых видов НКО устанавливает ограничения на разрешенную предпринимательскую деятельность, например закрытый перечень видов коммерческой деятельности для учреждений должен определяться собственником.

 Для НКО предпринимательская деятельность представляет собой экономическую деятельность, направленную на получение дохода и напрямую не связанную с достижением основных целей организации. Ведь НКО имеют возможность вести деятельность, которая подпадает под разряд коммерческой и отличается от их основных целей, например в каждом образовательном учреждении имеются столовая или кафетерий либо есть возможность сдавать в аренду помещение актового зала для проведения концертов или иных массовых мероприятий.

 Кроме этого у НКО могут быть в собственности какие-либо капитальные активы – ценные бумаги, инвестиции в акции или облигации, нематериальные активы (патенты), а также недвижимость, которые в определенной степени являются источником прибыли. Таким образом, необходимо различать доходы НКО по способу их получения: доходы от предпринимательской деятельности и поступления от реализации товаров и услуг в связи с осуществлением основной деятельности организации, предусмотренной уставом. Следует иметь в виду, что если полученные доходы направляются на финансирование уставных целей организации, то в принципе не важен способ их получения, при этом нужно помнить, что критерий использования таких доходов является решающим для определения НКО.

 Проблемы финансирования деятельности НКО и их источников имеют большое значение для понимания правил налогообложения данных юридических лиц. Для коммерческих фирм все достаточно ясно: они покупают факторы производства с помощью собственных средств (точнее, средств собственника) либо заемных средств и продают готовую продукцию, при этом источником средств, практически никогда не бывают, например, добровольные пожертвования. Это противоречило бы принципу создания коммерческих организаций. Однако для НКО данная ситуация является скорее правилом, чем исключением. НКО делятся:

  • на организации, созданные для получения общественной выгоды, для которых основным источником финансирования служат добровольные пожертвования лиц и различные формы государственной поддержки. Коммерческая деятельность НКО также является источником финансирования основной деятельности, однако ее удельный вес невелик;
  • организации, созданные для выгоды их членов и финансирующих за счет взносов собственных членов, реже – за счет реализации продукции или дохода от размещения временно свободных средств в активы, приносящие доход (например, в ценные бумаги).

 Многообразие источников финансирования деятельности НКО и зависимость от учредителей, попечителей, доноров и иных лиц также представляется фактором, усложняющим порядок налогообложения последних. 

 При исследовании вопросов о режиме налогообложения НКО следует учитывать ряд характерных особенностей данного вида юридических лиц. Во-первых, НКО чаще всего создают или реализуют общественные блага или услуги, направленные на удовлетворении потребностей числа людей (социальные услуги малоимущим гражданам, инвалидам, услуги в области здравоохранения, образования, науки, культуры). Кажущегося в этом случае дублирования функций органов государственной власти или государственных организаций не происходит, а имеет место дополнение соответствующих функций. НКО в данном случае представляют интересы тех групп населения, которые не в полном объеме охвачены государственной политикой, например, они реализуют интересы меньшинства избирателей, которые не были учтены при создании системы государственного обеспечения населения общественными благами на основании выбора большинства избирателей. Деятельность подобных организаций способствует улучшению экономики благодаря добровольному объединению средств части граждан для создания общественного блага. 

 Во-вторых, особого внимания требует НКО, имеющие право на получение или распределение прибыли от деятельности, у которых отсутствуют собственники. Данное обстоятельство позволяет говорить о невозможности отнесения доходов НКО к доходам физических лиц вообще, поэтому они не должны подлежать налогообложению с точки зрения концепции налогообложения «всеобъемлющего дохода». Еще одной отличительной чертой таких организаций является цель их создания, а именно отсутствие ориентации на извлечение прибыли. Их задача состоит в том, чтобы обеспечивать реализацию общественных благ, максимизируя благосостояние общества в целом или отдельных групп населения, а не прибыль, к чему стремятся все коммерческие предприятия.

 В-третьих, часто НКО создаются для реализации интересов группы физических или юридических лиц (профсоюзы, биржи, спортивные общества), а находятся под общественным контролем коллегиальных органов в составе авторитетных в данной области граждан. В то же время данные организации являются основой гражданского общества благодаря своей функции общественного контроля над действиями властей и возможности решать общественно важные проблемы, повышая эффективность предоставления общественных благ. 

 Разработка предложений в области оптимизации налогообложения является вопросом сложным из-за отсутствия идеального решения, обеспечивающего одновременно эффективность, справедливость и простоту администрирования. Для НКО дело обстоит еще ввиду многообразия и специфичности сфер деятельности, условия функционирования и принятия решений. Необходимо иметь в виду, что контроль над деятельностью НКО осуществлять сложнее, в связи с чем повышается риск различных злоупотреблений. Однако важно понимать, что ужесточение условий и порядка налогообложения НКО может дать толчок к снижению интереса к данному виду организаций вообще.

 Возможности и направления реформирования налогообложения НКО зависят от того, насколько глубоко обществом и государством понимается и принимается ценность этих организаций. Значительность выгод от их деятельности способствует росту готовности в большей степени мириться с возможностью злоупотреблений при их функционировании. Особую озабоченность вызывает несовершенство налогового законодательства применительно к НКО. Имеются в виду сложность алгоритма определения налоговых обязательств, интерпретации и применения налогового законодательства, трудности идентификации некоторых объектов, возможность различного толкования понятий. 

 При анализе возможности оптимизации налогообложения НКО нужно учитывать, что существенными особенностями данного типа организаций являются наличие особых целей, отсутствие собственников и возможность получать доходы от ведения предпринимательской деятельности, не связанной с уставной. Основным критерием оптимизации налогообложения НКО выступает именно характеристика основной (указанной в уставе) цели их деятельности.

 Идентификация деятельности, связанной и не связанной с реализацией уставной цели создания НКО, а также необходимость разделения учета по доходам и расходам от подобной деятельности являются ключевыми факторами при их налогообложении. Некоторым организационно-правовым формам НКО можно осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, в частности: 

  • общественным и религиозным организациям (п. 1 ст. 117 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Закона о НКО);
  • фондам (п. 2 ст. 7 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона о НКО); 
  • некоммерческим партнерствам (п. 2 ст. 8 Закона о НКО); 
  • автономным некоммерческим организациям (п. 2 ст. 10 Закона о НКО). 

 Однако законодательство РФ не содержит, какой бы то ни было расшифровки понятия «деятельность, соответствующая целям создания НКО». Можно предположить, что подобная правовая неопределенность создает для налоговых органов возможность трактовки некоторых видов деятельности так не дозволенных законом. Также в практике российского налогообложения имеет место включения в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль всего дохода от всей предпринимательской деятельности, в том числе связанной с основными целями. 

 Направления реформирования налогового режима для НКО могут быть следующими: 

  • исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль некоторых видов доноров;
  • применение нулевой ставки по налогу на прибыль или освобождение от уплаты данного налога в части следующих доходов: от пассивных инвестиций, активной экономической деятельности, реализации товаров, полученных в результате осуществления уставной деятельности организации, денежных средств, полученных в виде взносов, пожертвований и в результате другой деятельности по привлечению средств, от средств, направляемых на развитие НКО ( капитальные вложения в объекты, используемый для осуществления основной деятельности); 
  • освобождение от уплаты других налогов (например, налога на добавленную стоимость (далее – НДС), налога на имущество). 

 Необходимо иметь в виду, что возможности подобной оптимизации имеют отношение к тем НКО, чья деятельность носит социально значимый характер. Для организаций, основанных на членстве и созданных для получения общей выгоды, порядок налогообложения должен остаться таким же, как у других типов организаций. В противном случае наличие подобных льгот для, например, спортивных, оздоровительных клубов или клубов, созданных для совместного отдыха, может вызвать прямое неодобрение со стороны широких масс населения в связи с ограниченным доступом к подобного рода услугам. 

 Относительно оптимизации налогообложения налогом на прибыль существует две точки зрения. Первая предполагает полное освобождение от уплаты данного налога, а вторая – сохранение существенного режима с наличием особого режима налогообложения для целевых поступлений в рамках целевого финансирования. В наиболее общем виде варианты налогообложения доходов от предпринимательской деятельности должны зависеть от трех условий: 

  1. области создания НКО и осуществления уставной деятельности должны соответствовать закону (образование, здравоохранение, наука и культура, социальная поддержка населения и т.д.); 
  2. возможности получения доходов НКО от коммерческой деятельности двух видов: от предпринимательской деятельности, связанной с осуществлением основной деятельности организации, и от предпринимательской деятельности в виде пассивного инвестирования временно свободных собственных средств; 
  3. установления ограничения на использование расходов, не учитываемых для целей налогообложения налогом на прибыль в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), за исключением расходов на осуществление капитальных вложений. 

 Относительно НДС можно отметить, что целесообразным представляется предоставление льгот, дифференцирующихся по видам услуг, а не по статусу оказывающей их организации. Главными предложениями по оптимизации налогообложения по НДС являются следующие: 

  • освобождение по НДС реализации товаров (работ, услуг), осуществляемых коммерческими организациями инвалидов, представляется нецелесообразным (не путать с общественными организациями инвалидов); 
  • распространение освобождения по НДС для НКО, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, вне зависимости от факта их финансирования из бюджета (что является условием для освобождения в нынешней ситуации); 
  • более четкая идентификация договоров на производство консультационных услуг и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), в связи с тем, что выполнение одной и той же работы в рамках этих различных договоров служит условием обложения НДС или соответствующего освобождения; 
  • предоставление одинакового режима налогообложения для государственных и негосударственных НКО, занимающихся оказанием услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми (сейчас освобождаются от уплаты НДС только государственные организации, оказывающие подобные услуги). 

 Таким образом, можно констатировать, что оптимизация налогообложения НКО – насущная и важная проблема. Несовершенство соответствующего законодательства создает предпосылки для различных злоупотреблений и служит причиной непонимания между представителями НКО и органов налогового контроля. Актуальность и дискуссионность данного вопроса дает надежду на возможность скорейшего разрешения данной проблемной ситуации.

________________________

Контакты

Москва

моб. +7(967) 500-85-66

моб. +7(906) 30-788-48

E-mail:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

________________________

Читайте нас в

 

________________________