Новости

авг.

Новости гарант...

Далее... 

_______________________

Новости Конс.+...Далее... 

_______________________

18

авг.

Письмо минфина...

 

 Далее... 

_______________________ 

Кто есть кто в капитальном строительстве

Под капитальным строительством в соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует понимать возведение зданий, строений, сооружений, иных объектов, строительство которых не завершено (все они именуются – объекты незавершенного строительства) за исключением временных построек, киосков, навесов и других построек (см. также п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Фактически речь идет о строительстве объектов недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Одним из видов капитального строительства является реконструкция – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема ), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Следует различить капитальное строительство объектов производственного назначения и жилищное строительство. Отношения между участниками процессов обычно строятся по-разному.

Капитальное строительство объектов производственного назначения

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон № 39-ФЗ ) под капитальными вложениями понимаются инвестиции (то есть вложения денежных средств и иного имущества, имеющего денежную оценку) в основной капитал ( основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Субъектами инвестиционной деятельности согласно ст. 4 Закона № 39-ФЗ являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений. По сути своей к субъектам инвестиционной деятельности можно отнести и застройщика, упоминаемого во многих документах (например, в Градостроительном кодексе РФ). В терминологии Закона № 39-ФЗ застройщик ближе всего находится к заказчику. Не случайно в старых нормативных документах используется термин «заказчик-застройщик». На имя застройщика выдается разрешение на строительство, а затем – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ).

Инвестор

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона № 39-ФЗ под инвестором понимается лицо, осуществляющее капитальные вложения в основные средства с использованием собственных либо привлеченных средств.

Под основными средствами в соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н ( далее – ПБУ 6/01), понимается имущество организации стоимостью 40 000 руб. на дату приобретения, принадлежащее ей по праву собственности (либо находящееся в оперативном ведении или хозяйственном управлении) и одновременно удовлетворяющее следующим условиям:

- предназначено для использования в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации;

- предназначено для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- не предполагается последующая его перепродажа;

- оно способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, данное имущество не может быть принято к учету в качестве объекта основных средств. Следовательно, организация, вкладывающая собственные или привлеченные денежные средства в приобретение или строительство такого имущества, не может называться инвестором. Примером могут служить организации, занимающиеся строительством жилых домов за счет средств физических лиц, банковских кредитов, своих оборотных средств и т.д.

Построенный жилой дом, естественно, будет признан объектом недвижимости, то есть объектом основных средств. Но только у кого?

Для строящей его конторы (которую часто называют инвестором, строительно-инвестиционной компанией и т.д.) не выполняются условия. Предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01.

Во–первых, строительно-инвестиционная компания (или как бы там она ни называлась) занимается строительством жилых домов, то есть сооружением имущества, изначально предназначенного для продажи.

Во-вторых … Ну дальше уже можно не продолжать, поскольку достаточно и «во-первых».

Итак, инвестором далее будем именовать организацию, которая вкладывает средства в строительство (или приобретение) объектов недвижимости, принимаемых впоследствии ею же к учету в качестве объектов основных средств.

 Заказчик

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона № 39-ФЗ заказчиком признается уполномоченное на то инвесторами лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта. Однако с этим термином и во многих нормативных документах, и в головах наблюдается большая путаница.

Во-первых, в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 702) заказчиком признается та из сторон договора подряда, по заданию которой другая сторона (подрядчик) обязуется выполнить определенную работу.

Таким образом, если между инвестором и заказчиком (с точки зрения Закона № 39-ФЗ) заключен договор на выполнение определенных работ, то по ГК РФ инвестора следует признать заказчиком, а заказчик – подрядчиком.

Во-вторых, в ряде нормативных документах органов исполнительной власти предприятие, специализирующееся на организации строительства объектов и контроля за его ходом, именуется застройщиком (см., например, Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное письмом Минфина России от 30.12.93 № 160).

Однако застройщиком в соответствии с действующим законодательством именуется либо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Аналогично согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 2140ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) под застройщиком понимается юридическое лицо, имеющие в собственности или на праве аренды (на праве субаренды ) земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов.

Таким образом, основной отличительный признак застройщика – владение (на праве аренды, субаренды или на праве собственности) земельным участком, предназначенным для строительства.

По закону № 39-ФЗ заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором между ним и инвестором, но это не означает, что к нему переходят права и на земельный участок. Отсюда можно сделать вывод, что дальнейшее именование заказчика (с точки зрения Закона № 39-ФЗ) застройщиком либо заказчиком-застройщиком противоречит действующему законодательству.

Согласно ст. 749 ГК РФ заказчик (то есть инвестор или застройщик) в целях осуществления контроля и надзора за строительство и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). То есть заказчика (с точки зрения Закона № 39-ФЗ) следует признать (по ГК РФ) инженерной организацией. В обиходе его иногда называют еще техническим заказчиком. В дальнейшем мы остановимся на этом термине.

Подрядчик

Согласно п. 4. ст. 4 Закона № 39-ФЗ под подрядчиками понимаются лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемому с заказчиком. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством. Здесь, что случается довольно редко в нашем законодательстве и нормативных документах, нет ни противоречий, ни путаницы в терминологии. Строительные организации, непосредственно выполняющие работы по возведению объектов недвижимости, и по ГК РФ, и по Закону № 39-ФЗ именуются подрядчиками и никак иначе.

 Пользователь

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона № 39-ФЗ пользователем объекта капитальных вложений является лицо, в том числе иностранное, а также государственный орган. Орган местного самоуправления, иностранное государство, международное объединение и организация, для которого создается объект.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона № 39-ФЗ субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов.

Обычно инвестор одновременно является и пользователем построенного объекта. Ведь если объект строится не для себя, а для другого, то есть передается по какому-либо договору (выполнения работ, купли-продажи и др.), то инвестор не может уже именоваться инвестором, а должен называться подрядчиком либо кем-то еще.

Функции пользователя построенного объекта (вернее, его части) инвестор должен передать другому лицу чаще всего в случае, когда при получении разрешения на строительство нового объекта производственного назначения либо модернизацию действующего администрация муниципального образования, на территории которого расположена организация, обязывает ее произвести дополнительные работы. Организацию обязывают построить новую ТПП, произвести реконструкцию теплосети и т.д. После окончания строительства данные объекты передаются на баланс города либо специализированных организаций, осуществляющих их эксплуатацию. Таким образом, пользователем (лицом, осуществляющим эксплуатацию в собственных целях) части построенных инвестором объектов становится другая организация.

Практически во всех остальных случаях инвестор и пользователь – одно и то же лицо.

 Совмещение функций одним лицом

Кроме того, что инвестор чаще всего является и пользователем, он может одновременно исполнять и функции технического заказчика. В этом случае организация самостоятельно осуществляет контроль за целевым и своевременным использованием ресурсов, соблюдением строительных норм и правил при проектировании и строительстве объекта, за качеством принимаемых проектных решений, материалов, конструкций, оборудования и строительно-монтажных работ, за сроками ввода объекта в эксплуатацию. Для исполнения этих функций инвестор обязан (пока) иметь лицензию и, естественно, необходимое количество инженерно-технического персонала соответствующей квалификации. В крупных организациях, регулярно ведущих новое строительство или реконструкцию объектов, выполнение вышеупомянутых функций возлагается на отделы (управления, департаменты и т.д.) капитального строительства.

Также при наличии лицензий, персонала и техники инвестор (он же технический заказчик) может одновременно взять на себя и обязанности генерального подрядчика строительства. В эти обязанности в первую очередь входит обеспечение выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с графиком их производства, а также координация деятельности всех участников строительства. Чаще всего генеральный подрядчик собственными силами выполняет основной объем СМР, поручая выполнение ряда работ (монтажных, отделочных, пуско-наладочных и пр.) специализированным субподрядным организациям.

Выполнение всего объема работ собственными силами инвестора (он же заказчик, он же генподрядчик) обычно называют «строительство хоз. способом». Если привлекаются еще и субподрядчики, то говорят о строительстве объекта хозяйственно-подрядным способом.

Жилищное строительство

В первую очередь процесс жилищного строительства регулируется Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон № 214-ФЗ).

Два основных участника процесса жилищного строительства – застройщик и участник долевого строительства.

Застройщик

Под застройщиком согласно п. 1 ст. 2 Закона № 214-ФЗ понимается организация, имеющая в собственности или на праве аренды, субаренды земельный участок и привлекающая денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Застройщик (как и инвестор) строит (или организует строительство) объектов недвижимости. Однако данные объекты изначально предназначены для последующей продажи. Следовательно, для него строительство (жилых домов) нельзя признать возведением (сооружением) объектов основных средств.

Так как организация создана именно для строительства и продажи (реализации) построенного ею жилья, то всю деятельность ее на этом поприще следует признать текущей.

 Участник долевого строительства

 Участником долевого строительства в соответствии со ст. 4 Закона № 214-ФЗ признается лицо, заключившее договор участия в долевом строительстве жилого дома или иного объекта недвижимости с застройщиком. После окончания строительства и получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию участник принимает от застройщика объект и регистрирует право собственности на него.

Участниками долевого строительства могут быть как физические лица, так и организации.

Если организация будет в дальнейшем использовать полученный ею объект для извлечения дохода, то ее можно признать инвестором с точки зрения закона № 39-ФЗ.

  Другие участник жилищного строительства

 В соответствии со ст. 4 Закона № 214-ФЗ застройщик на принадлежащем ему (или арендованном) земельном участке может строить жилые объекты самостоятельно либо с привлечением других лиц.

Взаимоотношения застройщика с этими «другими лицами» регулируются действующими нормативными документами в области строительства вообще, то есть той же самой нормативной базой, как и при строительстве объектов производственного назначения.

Застройщик имеет право самостоятельно вести строительство жилых домов и иных объектов недвижимости только в том случае, если он имеет лицензии заказчика-застройщика (точнее, технического заказчика) и подрядчика.

Если таких лицензий у него нет, то он обязан привлечь к строительству технического заказчика и генерального подрядчика.

Обычно технический заказчик специализируется на каком-то определенном виде строительства. Содержать в одной организации специалистов как по техническому надзору за жилищным строительством, так и по надзору за строительством, например, объектов связи либо металлургических комбинатов не совсем рационально.

Для генерального подрядчика, который в первую очередь производит общестроительные работы, по большому счету все едино, под что он роет котлован – под фундамент дома, сборочного цеха либо торгового комплекса.

Субподрядные организации, специализирующиеся на производстве каких-то определенных видов работ (отделочные, электромонтажные и т.д.), одновременно могут работать и на объектах промышленного назначения, и в жилищном строительстве.

С точки зрения методологии бухгалтерского учета и налогообложения вид строительства и для технического заказчика не имеет абсолютно никакого значения.

Участие в СРО

 На основании Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в строительстве введена система саморегулирования, отменившая систему лицензирования работ в строительной деятельности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315-ФЗ) саморегулируемыми организациями ( далее СРО) признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка производственных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», только при условии ее соответствия всем установленным Законом № 315-ФЗ требованиям.

При этом саморегулируемые организации законодательно наделены правом на выдачу свидетельств о допусках для осуществления определенных видов работ, проведение которых влияет на безопасность объектов капитального строительства.

Требования к саморегулируемым организациям в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлены гл. 6.1 Градостроительного кодекса РФ.

Статьями 55.2 и 55.3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что саморегулируемые организации – это организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.

Положениями статей 55.6 и 55.7 Градостроительного кодекса РФ установлено требование об уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд, регулярных членских взносов для лиц, принятых в члены саморегулируемой организации.

Исходя из положений ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту основных средств, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.

Строительная организация обязана вступить в СРО только в том случае, если она осуществляет работу, по которым необходимо получение специального допуска.

Для многих видов работ допуск не требуется. Если вы осуществляете только такие работы – вступление в СРО не является обязательным.

Например, допуск не требуется на все виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов , для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также в отношении объектов индивидуального кодекса РФ, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей).

В соответствии со ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Деятельность, касающаяся эксплуатации объектов и осуществления текущего ремонта зданий и сооружений, законодательством о градостроительной деятельности не регулируется. Поэтому для ее осуществления не требуется вступления в СРО.

 Об участии в СРО следует уведомить свою налоговую инспекцию

 В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики – организации помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 указанной статьи, обязаны письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 315-ФЗ под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность.

Учитывая изложенное, организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех случаях в российских и иностранных организациях, в том числе и об участии в саморегулируемой организации.

Форма сообщения об участии в российских и иностранных организациях утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщения, предусмотренных пунктами 2, 3 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в соответствии со ст. 126 НК РФ (в размере 200 руб.).

 Получение допуска к работам

 Постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 № 207 утверждены минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по:

- строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;

- подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;

- инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;

- строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии);

- подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии);

- инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии).

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624. Начало действия его очередной новой редакции – 13.01.2012.

Перечнем установлены виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства. На виды работ, которые не вошли в Перечень, не требуется вступление в СРО и получение свидетельства о допуске.

Для выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, указанных в ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем 3, предназначенных для проживания не более чем 2-х семей); жилых домов с количеством этажей не более чем 3, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания 1-й семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки ); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем 3, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает 4, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования ) не требуется наличия свидетельства о допуске СРО.

Ряд работ, не оказывающих прямого влияния на безопасность объектов капитального строительства, включая отделочные работы и благоустройство территории, могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами без получения свидетельства о допуске СРО. Например, в соответствии с п. 25 разд. III перечня работы по строительству, капитальному ремонту или же реконструкции автомобильных дорог, деятельность по устройству асфальтобетонных покрытий, а также устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, деятельность по устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепленных вяжущими материалами (п. 25. 4 Перечня), осуществляемая в процессе устройства тротуаров и укладки бордюрного камня, относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Для проведения таких работ необходимо вступление в СРО и получение свидетельства о допуске СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Таким образом, в Перечень не включено проведение работ по благоустройству территорий, устройству дорожек из тротуарных плит, содержанию зеленых насаждений, по проведению отделочно-декоративных и облицовочных работ, по осуществлению текущего ремонта зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации, по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог, по строительству/капитальному ремонту остановочных павильонов и экопарков. Соответственно для осуществления этих работ не требуется вступление в члены СРО и получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (письмо Минрегиона России от 31.08.2010 № 31330-ИП /08).

В соответствии с ч. 9 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Организации и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы, указанные в свидетельстве, выданном на основании Приказа № 274 (который в настоящее время утратил силу), и предусмотренные Приказом № 624.

Для установления соответствия видов работ из перечней, утвержденных приказом Минрегиона № 274 и № 624 по проектированию и инженерным изысканиям, Минрегиона России предлагает применять таблицы соответствия видов работ. Они доведены до всех заинтересованных лиц письмами Минрегиона России от 13.07.2010 № 26873-КК/08 «О видах работ, относящихся к работам, влияющим н безопасность объектов капитального строительства при выполнении работ по инженерным изысканиям и по подготовке документации» и от 15.06.2010 № 24099-РП/08 ( с изм. от 13.07.2010) «О порядке реализации приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

 Обратите внимание: с 06.09.2011 вступил в силу приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 (далее – приказ Ростехнадзора № 356), которым утверждена новая форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом в соответствии с п. 3 приказа Ростехнадзора № 356 свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ , которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу приказа Ростехнадзора № 356, действует до 1 января 2013 г. Таким образом, за 2012 г. всем строительным организациям, которым необходим соответствующий допуск к работам, следует получить его по новой форме.

В соответствии с ч. 5 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности СРО, или видов таких работ.

В соответствии с ч. 5 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ СРО может выдать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении только видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности СРО.

Исходя из изложенного, без определения сферы своей деятельности СРО не вправе утверждать требования к выдаче свидетельств и не вправе выдавать свидетельства на соответствующие виды работ. При этом сфера деятельности СРО должна включать в себя все или часть видов работ, которые содержатся в Приказе № 624.

Саморегулируемым организациям при определении сферы деятельности следует также обратить внимание, что Приказ № 624 содержит значительное число видов строительных работ, отмеченных знаком «*», и видов работ, которые по своему содержанию применимы только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, определенных ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ. Включать указанные виды работ в сферу деятельности СРО следует только в случае, если членами СРО на общем собрании утверждены требования к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных , технически сложных и уникальных объектах, которые будут соответствовать постановлению Правительства РФ от 24.03.2011 № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов» и распространяться на все членов СРО.

Минрегионом России в письме от 27.09.2010 № 33838-КК/08 определены виды работ из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству , реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства и для которых согласно ч. 9 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам , которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов устанавливаются Правительством РФ.

Саморегулируемые организации обязаны утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к указанным в приложении к письму Минрегиона России от 27.09.2010 № 33838-КК/08 видам работ в соответствии с требованиями ч. 9 и 10 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ в установленном законодательством порядке.

С учетом того, что в Приказе № 624 произошло изменение видов работ, общим собранием членов СРО необходимо утвердить новые требования к выдаче свидетельств о допуске.

Кроме того , Приказ № 624 содержит значительное число видов строительных работ, отмеченных знаком «*», для выполнения которых свидетельство о допуске требуется лишь в случае, если указанные работы выполняются в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также видов работ, которые по своему содержанию применимы только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Таким образом, в случае если членами СРО предполагается выполнение работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, а также на иных объектах, то СРО необходимо соответственно утвердить требования к выдаче свидетельств на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.

Если СРО не утвердило требования к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных , технически сложных и уникальных объектах, СРО не имеет права выдавать своим членам свидетельства о допуске на виды работ, отмеченных знаком «8», и виды работ в Приказе № 624, которые по своему содержанию применимы только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, определенных ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

 Доходы СРО

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким целевым поступлениям относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде вступительных взносов, осуществленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Учитывая, что гражданское законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «вступительный взнос в саморегулируемую организацию» , по мнению Минфина России, взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации, являющейся неотъемлемым условием принятия в члены саморегулируемой организации на формирование имущества саморегулируемой организации, используемого целевым образом для ведения уставной деятельности в порядке, установленном Законом № 315-ФЗ, может рассматриваться для целей налогообложения прибыли как часть вступительного взноса в саморегулируемую организацию (письмо Минфина России от 10.08.2010 № 03-03-06/4/75).

Исходя из изложенного, доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемые членами саморегулируемой организации, для целей налогообложения прибыли в составе доходов данной саморегулируемой организации не учитывается, если такие взносы удовлетворяют указанным выше требованиям. При этом налогоплательщики – получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Однако доходы от размещения этих средств следует учитывать для целей налогообложения в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/4/65).

Согласно п. 6 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Таким образом, доход в виде процентов, полученных по договору банковского вклада в связи с размещением средств компенсационного фонда, подлежит отражению в составе доходов налогоплательщика, учитываемых для целей налогообложения в зависимости от применяемого налогоплательщиком метода признания доходов и расходов.

При методе начисления доход по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода (п. 6 ст. 271 НК РФ).

При кассовом методе доходы в виде процентов по договорам займа и иным аналогичным договорам признаются в том периоде, когда они фактически получены (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Аналогично и расходы, связанные с оплатой услуг банка по обслуживанию средств компенсационного фонда, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций (письмо Минфина России от 03.06.2011 № 03-03-06/4/63).

В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.

В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, в частности, на оплату услуг банков.

Согласно пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся, в частности, расходы на услуги банков.

В соответствии с п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСНО), не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Таким образом, с учетом вышеприведенных положений ст. 251 НК РФ доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемые членами саморегулируемой организации, для целей налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО, в составе доходов данной саморегулируемой организации не учитываются, если они удовлетворяют указанным выше требованиям.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в ст. 251 НК РФ.

Целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческих организаций, определены в п. 2 ст. 251 НК РФ.

Доходы некоммерческих организаций, которые не поименованы в ст. 251 НК РФ, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Доходы саморегулируемой организации, являющейся в соответствия с Законом № 315-ФЗ некоммерческой организацией , от инвестирования средств компенсационного фонда не отнесены НК РФ к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В этой связи доходы саморегулируемой организации, полученные от размещения денежных средств на банковских счетах, от инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в ценные бумаги, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. Указанные доходы учитываются также в целях налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО.

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 2 НК РФ отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В этой связи норма ст. 13 Закона № 315-ФЗ, согласно которой доход, полученный от инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда , не является основанием для освобождения полученного дохода от налогообложения налогом на прибыль организаций, а также налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО.

Порядок заполнения листа 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств) , работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее – Отчет) установлен приказом ФНС России от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730@ и предусматривает, что Отчет составляют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ. Саморегулируемая организация отражает в Отчете полученные взносы в компенсационный фонд в качестве целевых поступлений в виде вступительного взноса с кодом вида поступлений 120 (приложение № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций , утвержденному приказом Минфина России от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730@).

  При этом необходимо учитывать, что организации – получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (абз. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). При отсутствии такого учета у некоммерческих организаций, получивших средства целевых поступлений, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.


________________________

Контакты

Москва

моб. +7(967) 500-85-66

моб. +7(906) 30-788-48

E-mail:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

________________________

Читайте нас в

 

________________________